АКИС (10) - Лекция №12 - Технологическая архитектура: различия между версиями
ILobster (обсуждение | вклад) (Новая страница: «__TOC__ == Технологическая архитектура == Технологическая архитектура является как бы фунда…») |
ILobster (обсуждение | вклад) |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
Существует два принципиально отличных подхода формирования технологической архитектуры: | Существует два принципиально отличных подхода формирования технологической архитектуры: | ||
# открытый - перечисление используемых на предприятии стандартов. Позволяет уменьшить зависимость предприятия от конкретных поставщиков. Однако уменьшение этой зависимости имеет ограниченный успех, поскольку замена одного продукта другим, поддерживающим один и тот же набор стандартов, как правило, оказывается невозможным или затруднительным; | |||
# перечисление конкретных продуктов и технологий. | |||
Преимущества второго подхода таковы: | Преимущества второго подхода таковы: |
Текущая версия от 14:24, 29 апреля 2013
Технологическая архитектура
Технологическая архитектура является как бы фундаментом, основой всего портфеля информационных технологий предприятия. Вторую существенную часть этого портфеля составляют прикладные системы, обеспечивающие выполнение бизнес-процессов.
Основное назначение технологической архитектуры – это обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом и координируемых централизованно, как правило, департаментами информационных технологий.
Состав
В состав технологической архитектуры входят следующие сервисы:
- сервисы данных: системы управления базами данных, системы поддержки принятия решений, средства анализа и средства подготовки отчетов;
- прикладные сервисы: языки программирования, средства разработки приложений, системы коллективной работы;
- программное обеспечение промежуточного слоя (middleware), интеграционные сервисы (SOA, WSDL);
- вычислительная инфраструктура: операционные системы и аппаратное обеспечение (приложения для настольных систем, операционные системы для настольных систем, мобильные устройства – ноутбуки, беспроводные устройства, персональные цифровые помощники, серверы приложений/данных, сетевые операционные системы, принтеры);
- сетевые сервисы: локальные сети (протоколы, кабельные системы, топология), глобальные сети (транспорт, протоколы), технологии доступа (пользователи с удаленным доступом, эмуляция терминалов и шлюзы, беспроводные технологии для локальных и глобальных сетей, интегрированные средства передачи данных и голоса, обеспечение доступности, средства видеоконференций), голосовые технологии (голос/данные поверх IP-протокола, голосовая почта), сетевое аппаратное обеспечение (концентраторы, маршрутизаторы);
- сервисы безопасности: авторизация, аутентификация (внутренняя и внешняя аутентификация, PKI), сетевая безопасность, физическая безопасность центров обработки данных, прочие сервисы безопасности (обнаружение вторжений, защита от вирусов).
Подходы к формированию
Существует два принципиально отличных подхода формирования технологической архитектуры:
- открытый - перечисление используемых на предприятии стандартов. Позволяет уменьшить зависимость предприятия от конкретных поставщиков. Однако уменьшение этой зависимости имеет ограниченный успех, поскольку замена одного продукта другим, поддерживающим один и тот же набор стандартов, как правило, оказывается невозможным или затруднительным;
- перечисление конкретных продуктов и технологий.
Преимущества второго подхода таковы:
- технический персонал должен поддерживать знания, связанные с меньшим количеством продуктов, что уменьшает затраты на персонал и обучение;
- прикладные системы легче интегрировать между собой, когда они имеют много общих технических аспектов. Хотя заметим, что список технологий и поставщиков не является все-таки самым важным инструментом интеграции данных и систем. Вопросы семантики, согласования форматов гораздо более сложны и не решаются выбором одной технологии;
- предприятие может получить экономию на масштабах, приобретая технологии ограниченного количества поставщиков (например, скидки на лицензии);
- много усилий может быть сэкономлено на процессах закупок, поскольку после того как технология однажды выбрана, последующие закупки не требуют затрат времени на длительное изучение альтернатив.
В то же время разнообразие технологий на предприятии – это неизбежная ситуация в силу многих причин, начиная с технологических и заканчивая организационными и политическими.